Shik-v-dom.ru

Шик в Дом
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как осуществить реверс электродвигателя постоянного и переменного тока

Как осуществить реверс электродвигателя постоянного и переменного тока

Наиболее просто осуществить реверс двигателя постоянного тока, у которого статор с постоянными магнитами. Достаточно изменить полярность питания, чтобы ротор начал вращаться в обратную сторону.

Сложнее осуществить реверсирование мотора с электромагнитным возбуждением (последовательным, параллельным). Если просто поменять полярность питающего напряжения, то направление вращения ротора не изменится. Чтобы изменить направление вращения, достаточно поменять полярность только в обмотке возбуждения или только на щетках ротора.

Для осуществления реверса двигателей большой мощности полярность следует менять на якоре. Разрыв обмотки возбуждения на работающем моторе может привести к неисправности, т.к. возникающая ЭДС имеет повышенное напряжение, которое способно повредить изоляцию обмоток. Что приведет к выходу электродвигателя из строя.

Для осуществления обратного направления вращения ротора применяют мостовые схемы на реле, контакторах или транзисторах. В последнем случае можно и регулировать скорость вращения.

Мостовая схема включения транзисторов или реле

На рисунке представлена схема на транзисторах. В качестве иллюстрации работы транзисторы заменены контактами переключателя. Аналогично выполняются мостовые схемы не на биполярных, а на полевых транзисторах.

Схема реверсивного включения на полевых транзисторах

КПД такой схемы значительно выше, чем на транзисторах. Управление осуществляется микроконтроллером или простыми логическими схемами, предотвращающими одновременную подачу сигналов.

Схема реверса однофазного двигателя 220 В

Схема реверса однофазного двигателя 220 В

Описание схемы. Управление двигателем осуществляется кнопками «Вперед», «Назад» и «Стоп».

Нажатием пусковой кнопки «Вперед» коммутируется питающая фаза L, цепь питания катушки магнитного пускателя замыкается через нормально замкнутые контакты (н.з) кнопки «Стоп» и «Назад».

Таким образом, питающее напряжение на рабочую обмотку двигателя («ноль» на U1, «фаза» на U2) поступит через замкнувшиеся главные контакты пускателя K1.

Изменение направления вращения двигателя производится нажатием кнопки «Назад». Это вызовет сработку пускателя К2 и замыкание главных его контактов — подачу питающего напряжения на рабочую обмотку электромотора, но с другой полярностью — «ноль» на U2, «фаза» на U1.

Читайте так же:
От выключателя до розетки по евростандарту

Последовательно включенные в цепь питания катушек пускателей н.з контакты кнопок исключают одновременную сработку контакторов. А запараллеленные н.о дополнительные контакты пускателей К1 и К2 обеспечивают подачу питающего напряжения на вспомогательную обмотку только при пуске двигателя.

Магнитные пускатели следует использовать только с рабочим напряжением катушек 220В.

Устройство магнитного пускателя для реверсного пуска

Реверсивный магнитный пускатель имеет функциональное назначение — запуск электрического двигателя, а также других механизмов, у которых есть функциональное назначение работы в прямом и обратном направлении с изменением вращения вала двигателя. Пускатель выполняет коммутационную функцию силовыми контактами и подачу напряжения на двигатель.

В отличие от контакторов пускатель используется как защита при частых пусках и остановках механизмов и устройств. Пускатели марки ПМЛ широко применяются в схемах реверса трехфазного двигателя для реализации дистанционного пуска в насосных станциях, в башенных кранах и вентиляционных системах, в других механизмах.

Пускатель марки ПМЛ

Магнитный пускатель в своей конструкции имеет следующие функциональные составляющие:

  • электромагнитная часть с катушкой и подвижным якорем, нормально разомкнутый магнитопровод;
  • главные силовые контакты, назначение которых — соединение и отключение фаз электродвигателя при пуске и остановке. Реверсивные магнитные пускатели в своем устройстве могут иметь контакты в верхней части конструкции и на стороне обмотки якоря (КМ);
  • блок-контакты функционально предназначены для коммутации цепи управления;
  • переход в начальное положение пускатель осуществляет при помощи возвратного механизма, это пружина, которую якорь катушки управления (КМ) возвращает в начальное положение, размыкая все контакты.

Описание работы вышеуказанной схемы

Разберем работу принципиальной схемы реверсивного пуска двигателя. Ток поступает от фазы С на нормально замкнутую общую кнопку КнС, кнопка «стоп». После чего проходит через общее реле тока, которое защитит двигатель от перегрузок. Затем при нажатии КнП «право» ток проходит через нормально замкнутый контакт пускателя КМ2. Поступая на катушку пускателя КМ1, сердечник втягивается, замыкая силовые контакты, разрывая питание на пускатель КМ2.

Читайте так же:
Ретро выключатели от fontini

Так необходимо делать для того, чтобы разорвать питание второго пускателя и защитить цепи от короткого замыкания. Ведь реверс обеспечен тем, что 2 любые фазы меняются местами. Таким образом, если при включенном КМ1 нажать кнопку КнП «лево», пуск не произойдет. Самошунтирование обеспечено вспомогательным контактом, изображенным под КнП «право». Когда пускатель включен, замкнут и этот контакт, обеспечивая питание на катушку пускателя.

Для того чтобы остановить двигатель, необходимо нажать КнС («стоп»), вследствие чего катушка пускателя потеряет питание и придет в нормальное состояние. Теперь, когда КМ1 пришел в нормальное состояние, он замкнул нормально замкнутую группу вспомогательных контактов, благодаря чему катушка пускателя КМ2 снова может получать питание, и стало возможно запустить вращение в противоположную сторону. Для этого нажмем КнП «лево», тем самым включая пускатель КМ2. Получая питание, катушка втягивает сердечник и замыкает силовые контакты, включая питание на двигатель, сменив 2 фазы местами.

Разбирая работу данной схемы реверсивного пуска двигателя, можно заметить что шунтирование обеспечено нормально разомкнутым вспомогательным контактом, изображенным под кнопкой КнП «лево», и оно разрывает питание на пускатель КМ1, делая невозможным его включение.

Выше была рассмотрена схема для трехфазного привода. В самом начале схемы сразу после КнС можно увидеть нормально замкнутый контакт от реле тока. В случае потребления двигателем чрезмерного тока, реле срабатывает, разрывая питание на всю цепь управления. Все, что работает в цепи управления, потеряет питание, это и спасет двигатель от выхода из строя.

3. Трехпроводная схема подключения ЧП с использованием контактов без фиксации

Режим 1

  • Р102=1 — Источник команд управления = программируемые дискретные входы;
  • Р315=8 — Вход FWD = сигнал «Стоп» (контакт НЗ);
  • Р317=6 — Вход S1 = вращение в прямом направлении;
  • Р318=7 — Вход S2 = вращение в обратном направлении.
Читайте так же:
Не подходит коробка выключателя

В схеме могут быть применены 2 кнопки без фиксации B100DH для запуска вращения и кнопка красная с НЗ контактом, например, кнопка B200DK для остановки.

Также для запуска можно применить переключатель без фиксации II-0-I B101S32 или переключатель «Джойстик» CP101DJ21 на 2 направления без фиксации. Переключение влево — вращение в одну сторону, вправо — в другую.

Режим 2

  • Р102=1 — Источник команд управления = программируемые дискретные входы;
  • Р315=8 — Вход FWD = сигнал «Стоп» (контакт НЗ);
  • Р317=5 — Вход S1 = команда «Пуск» (НО);
  • Р318=4 — Вход S2 = изменение направления вращения (кнопка НО с фиксацией).

В схеме может быть применена сдвоенная кнопка пуск/стоп EMAS B102K20KY. Где НЗ
контакт К3 — «Стоп», НО контакт К1 — «Пуск», НО контакт К2 — «Реверс» (переключатель с фиксацией, например, B100S20).

Контакт К2 не запускает двигатель, а лишь меняет направление вращения (в замкнутом состоянии). Параметр Р104 позволяет запретить реверс (по умолчанию разрешен).

Преобразователь частоты имеет возможность производить автостарт после подачи питания. Для этого необходимо в параметре Р416 установить 1 (автостарт разрешен). Также необходимо обеспечить постоянную подачу сигнала «ПУСК». Установить P102=1, то есть источником сигнала «ПУСК» будет дискретный вход и использовать кнопку с фиксацией для подачи сигнала на дискретный вход. Дискретный вход, на который будет подан сигнал «ПУСК», должен иметь функцию «5» либо «6» (см. P315-P318). Для автоматического запуска частотный преобразователь должен быть полностью выключен (при кратковременном пропадании питания ПЧ выдаст ошибку «Lu3» и не запустится).

Преобразователь частоты имеет возможность защиты от изменения параметров неквалифицированным персоналом. Если P118 =1, то все параметры заблокированы, параметры не могут быть изменены за исключением P100 (предустановленная выходная частота).

Схема с проходными выключателями

Одной из наиболее старых и отменно зарекомендовавших себя схем, является использование так называемых проходных выключателей. Данный тип электроустановочных устройств отличается от обычных выключателей тем, что он имеет не два, а три контакта. Дабы понять принцип их действия, давайте обозначим эти контакты «1», «2» и «3».

Читайте так же:
Применение выключателей нагрузки с предохранителями

Отличие обычного выключателя от проходного

К контакту номер 1, от распределительной коробки, как и в обычном выключателе, подключается фазный провод. При включённом положении выключателя, замкнуты контакты 1 и 2. Теперь мы отключаем выключатель.

В обычном коммутационном устройстве, в данном случае просто происходит размыкание контактов 1 и 2. В проходном же выключателе, размыкаются контакты 1 и 2 и замыкаются контакты 1 и 3.

На основании этой особенности проходных выключателей и строится схема.

Давайте рассмотрим ее более детально:

Принцип их установки не отличается от установки обычных выключателей, поэтому останавливаться на этом вопросе более детально нет смысла.

Остановимся только на схеме подключения.

Монтаж проходного выключателя

После этого соединяем между собой контакты 2 первого выключателя, и контакт 2 второго.

После этого соединяем контакт 3 первого, и контакт 3 второго выключателя.

Подключение проходных выключателей

А контакт 1 второго выключателя, подключаем к нашим светильникам.

Нулевой провод и провод заземления, как обычно подключаем к светильникам помимо коммутационных устройств. Все — схема готова к использованию.

Схема подключения двух проходных выключателей

Техника безопасности

При монтаже, наладке и ремонте необходимо строго соблюдать правила техники безопасности.

В случае работы со схемой управления электродвигателями для полного отключения нужно обесточить силовую часть и цепи управления. Некоторые электродвигатели могут получать питание от двух независимых источников питания, поэтому необходимо обязательно изучить схему подключения. Произведите необходимые отключения и проверьте индикатором отсутствие напряжения не только на силовых, но и на вспомогательных контактах.

Если в схеме установлены конденсаторы, после отключения питания следует дать им время для разрядки, прежде чем касаться токопроводящих частей.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector